пятница, 14 марта 2014 г.

Ивонка Крэйда. Гравер Джозеф Сандерс. Койданава. "Кальвіна". 2014.




  
                                                                   Гравер Джозеф Сандерс
    Джозеф Сандерс (Joseph Saunders; Joseph Saunders, Юзаф Саўндэрз; Jozefas Saundersas, Джозеф Саундерс) –  родился в 1773 году в Англии, художник, график и гравёр на меди.
    С 1794 г. по 1810 г. работал в Российской империи, в Санкт-Петербурге. Приглашению Сандерса и его поступлению в 1796 г. на службу гравером в Эрмитаж содействовали не только протекция бывшего королевского гравера Фитлера, но и высокий авторитет, который имела в ХVІІІ в. английская репродуктивная гравюра. В 1800 г. Джозеф был избран Императорской Академией художеств в академики за предоставленные ей гравюры «Дочерняя любовь римлянки» с картины Г. Рени и «Утро голландской дамы» («Утро молодой дамы») с картины Франса ван Мириса Старшего. Был также членом Стокгольмской Академии художеств.
       Должность художника при дворе Павла I открыла яму двери в высший свет и обеспечила выгодными заказами.
    С воцарением российского императора Александра I числился гравером его величества и состоял при Эрмитаже.
    Гравировал резцом. Автор виньеток, титульных листов ряда изданий («Новый росс. Песенник или Собрание разных песен с приложенными нотами и которые можно петь на голосах, играть на Гуслях, Клавикордах, скрипках и духовых инструментах», Санкт-Петербург, 1792; «Правила поэзии» Н. Ф. Остолопова и другие), иллюстраций («Анакреонтические песни Державина», сочинения Василия Капниста, «Якутский шаман призывает духов для излечения больного; Гравировал англичанин Сандерс» в книге «Атлас карт и рисунков к путешествию в Северо-восточную часть России и на острова северной части Тихого океана флота капитана Г. Сарычева». /Санкт-Петербург. 1802./ и другие).


    Главное место в творчестве петербургского периода заняли гравированные портреты коронованных особ и высшей знати. Средь их - портреты императора Павла I (1801), великой княгини Екатерины Павловны (1808), сорок восемь гравюр (в очерках) с картин Эрмитажа в описании галереи этого музея, изданном в 1805 году Ф. И. Лабенским, «Madonna della misericordia» с картины Фра Бартоломео, «Брадобрей» по оригиналу Готфрида Схалькена, а также портреты князя Багратиона (1805), князя А. А. Безбородко, П. Багратиона (1805). В портрете покровителя искусств А. Л. Нарышкина (1801, офорт, 22,3 х 16,9, по оригиналу Р. Августина с рисунка Рита), точное сходство сочетается из психологической насыщенностью образа, что делает гравюру одной из лучших станковых работ Сандерса, выполняемых в Петербурге. Также высокими художественными и техническими качествами отмечен гравированный портрет архитектора Джакомо Кваренги (по рисунку А. Виги, 1802), сорок восемь гравюр (в очерках) с картин Эрмитажа в описании галереи этого музея, изданном в 1805 году Ф. И. Лабенским, «Madonna della misericordia» с картины Фра Бартоломео, «Брадобрей» по оригиналу Готфрида Схалькена.
    Знакомство с близким советником императора Александра I Адамом-Юрием Чарторийским открыло Сандерсу путь в Вильно - на должность профессора в Виленском университете, где свою педагогическую деятельность Джозеф начал докладам «О влиянии и пользе подражательных искусств» на открытии 1810/11 учебного года, прочитанном на французском языке.
    Творчески Сандерс работал в Вильно немного и в основном резал гравюры для местного издательства по произведениям Я. Рустэма и Я. Дамеля. Главное место по-прежнему занимали портреты. Средь них «Портрет Я. Рустэма» (по автопортрету Я. Рустэма), «Портрет профессора Фредерика Нишковского» (1818, по оригиналу Я. Рустэма), «Портрет генерала кавалерии героя войны 1812 года Ф. С. Кологривова» (1815), «Портрет астронома П. Славинского», «Портрет Тадеуша Чацкого» (1812, по оригиналу Матеа Бачели).
    Натурально, что в творчестве Сандерса преобладала на то время местная тематика. Гравюра «Апофеоз Яна Замойского» была заказана Ю. Сандерсу как фронтиспис к книге А. Дантишуса (Адама-Казимира Чарторыйского - отца Адама-Юрия Чарторыйского) «Размышление о польской литературе с замечаниями о способе написания разных материй» (1812, Вильно). Шесть полосных иллюстраций к «Тысяче и одной ночи», были исполнены Сандерсом по заказу Ю. Завадского в технике офорта.
    Войну россиян с французами 1812 г. Сандерс пережил в Вильно, не уехав в Петербург или Вену, как другие иностранцы но и не приветствовал Наполеона на улицах. При всех тяжестях военного и послевоенного времени художественную и педагогическую работу вел исправно. В Вильно сложилась сильная группа местных граверов – «гравёрная школа Сандерса», как с уважением называли ее в художественных кругах. Он был членом масонской ложи «Gorliwy Litwin» и принадлежал к Библейскому обществу, с помощью которого издал Новый Завет.
    Из-за приступов астмы в 1818 году Сандерс поехал на лечение в Италию - как предполагалась, на год... Жена с детьми остались в Вильно. Так закончился виленский период художника. Последние двадцать семь годов жизни не принесли ему душевного успокоения. Не задерживаясь долго на одном месте, художник жил во Флоренции, Пизе, приезжал в Вильно (1822), на какое-то время остановился в Одессе (1824), затем снова Италия, Одесса… Не без проблем начинает получать пенсию заслуженного профессора... После того, как в 1839 г. похоронил в Вильно сына, неизвестно, навещал ли еще когда этот город.
    Последние годы Сандерс провел в Кременце Волынской губернии где и умер на 72 году жизни - в первый день 1845 года.
    Литаратура:
    Рынкевіч У.  Патрыярх вучонага гравёрства. // Мастацтва. № 7. Мінск. 2007. С. 52-55.
    Ивонка КРЭЙДА,
    Койданава.