пятница, 27 февраля 2015 г.

Марек Ксенжка. Книжник Абрамович. Койданава. "Кальвіна". 2014.



    Мариан-Станислав, сын Яна, Абрамович - род. в 1969 г. /Казарян П. Л. Верхоянская политическая ссылка 1861-1903 гг. Якутск. 1989. С. 135./; 13 марта 1870 г. /Turonek J. Wokół genezy Dziadźki Antona // Slavia orientalis. Nr. 3. Warszawa. 1983. S. 272./; 25 марта 1871 г. /Abramowicz L. Abramowicz Marijan. // Polski Słownik Biograficzny. T. 1. Kraków. 1935. S. 13./ в губернском г. Тверь Российской империи, где его отец в то время занимал должность товарища прокурора в окружном суде [В 1879 г. в Москве родился его брат Людвик-Кароль, где их отец в то время занимал должность товарища прокурора Московского окружного суда, будущий историк, журналист и издатель, автор книги «Cztery wieki drukarstwa w Wilnie (1525-1925)» (Wilnо, 1925), имел в коллекции редкие белорусские издания XVI-XVII столетий, умер в 1939 г. в Вильно. Его потомки в Вильнюсе продолжают библиографическую работу.]
    В 1879-1888 гг. Мариан Абрамович учился в 3-й Московской классической гимназии, в июле 1888 г. поступил на Физико-Математический факультет Московского университета, и сразу вошел в студенческое Московское польское объединение «Кружок польский», возглавлял в нем группу социалистического направления. Еще в университете начал изучать белорусский и литовский языки. Был знаком с известным фольклористом и этнографам Михалом Федоровским, авторам капитального многотомного труда «Lud białoruski».
    Вместе с Наполеоном-Юрием-Якубом Черноцким участвовал в «международном» студенческом съезде, где присутствовали «помимо великорусов, как инициаторов, украинцы, поляки, литовец, латыш, армяне, грузины, осетин, якут». /Czarnocki N. Przyczynki do historii PPS. // W trzydziestą rocznicę. Księga pamiątkowa PPS. Warszawa. 1923. S. 57./
    9 марта 1889 г. во время сходки в университете 75 человек было арестовано и посажено в Бутырскую тюрьму. Среди них были М. Абрамович, Н. Чарноцкий и А. Левицкий (Ядвігін Ш.), автор перевода в тюрьме на белорусский язык рассказа «Сыгнал, альбо Расказ аб тым, як дабро перамагло зло ў чалавека. Пераложана з малымі пераменамі з расказа Усевалада Гаршына» (изд. в 1891 г.). Именно в Бутырках и был организован Первый белорусский кружок молодежи в Москве, который ставил целью «тварыць беларускае друкаванае слова, будзіць і пашыраць сьвядомасьць беларускага народа». Кстати, предполагается, что в 1885 г. Черноцкий участвовал в переводе и издании кружковцами слуцкой гимназии социалистической брошюры «Дзядзька Антон» на гектографе в Слуцке.
    В 1891 г. Абрамович по делам московского «Кола польского» выезжал из Москвы в Варшаву, Вильно, Минск и Петербург. В первых днях января 1892 г. Абрамович выехал за границу в Восточную Пруссию (Ostpreußen), где в литовской типографии Мартина Янкуса в Тильзите [теперь г. Советск в Калининградской области РФ] в концу января 1892 г. напечатал «Kilka uwag», «Jan Skiba» и бесцензурную агитационную брошюру в 46 страниц на белорусском языке «Dziadźka Anton abo hutarka ab ûsim czysta szto balić, a czamu balić - nie wiedaim...», хотя на ней, наверное, в целях конспирации, значилось, что она издана в «Wilno. U drukarni Marii Krasoûskoj». [Отметим, что Мария Красовская училась в Москве на фельдшерских курсах и была любовницей Абрамовича, но во время издания брошюры, она уже была замужем.]

    Брошюра «Dziadźka Anton» представляла собой переработанный перевод польскоязычной брошюры Шимона Дикштейна «Ojciec Szymon», с «изменениями и адаптацией к местной жизни», которая, в свою очередь, являлась переработкой русской публицистической брошюры А. Иванова (В. Варзара) «Хитрая механика» (Цюрих, 1874). Польская народническая брошюра вышла в свет в 1878 г. в двух вариантах под названиями «Opowiadanie starego gospodarza» и «Opowiadanie o biedzie», позднее стала называться «Ojciec Szymon».
    Кстати, более ранний перевод этой брошюры на белорусский язык был издан в Австро-Венгрии под названием «Staraja pryzkazka». Lwów. 1887. 36 c.  Климентом Гучковским в Drukarni Polskiej. [Потом она, значительно переработанная, выходила в 1903 г. в Лондоне, под названием «Гутарка аб тым, куды мужыцкія грошы ідуць». Издание Польской партии социалистической в Литве. Printed and published by I. Kaniowski. 16 с., «Царская гаспадарка» (Краков, 1904) да в Санкт-Петербурге, изд. «Грамады», в 1907 г. под назвай «Гутарка аб тым, куды мужыцкія грошы ідуць». 16 с.]
    Первоначально Мариан представился як Абрамович, а позднее как Малиновский-Залевский и Stelle. Также пользовался псевдонимом Сьцізорык. Во времени нелегального перехода границы Абрамович был арестован прусской жандармерией, но после отбытия наказание освобожден. Также отметим, что изданные брошюры через границу переправлял Александр Сулькевич.
    2 мая 1892 г. Мариан Абрамович был арестован в Варшаве, во время расклейки листовок. После двухлетнего нахождения под следствием в Варшавской цитадели (май 1892 - декабрь 1893), которое вел подполковник Иванов, по указу от 3 ноября 1893 г. Абрамович был приговорен к 3 годам тюремного заключения и 6 годам ссылки в Восточную Сибирь.
    В 1894 г., находясь в Петербургских «Крестах», Абрамович отказался принять присягу на верность новому императору Николаю II. В тюрьме Мариан заключил брак с Марией Грущинской, членом подпольного Комитета помощи политическим заключенным. Там же он присоединился к переводу с польского языка на русский «Варшавянки» (сделал подстрочный перевод).
    28 июля 1896 г. Мариан Абрамович, который происходил «из мещан Виленской губернии» и был осужден за принадлежность «к социальным обществам польской молодежи, направленным к ниспровержению путем восстания правительства, и нарушению основ общественной жизни и изменению образа правления», был доставлен в г. Якутск, где местам ссылки ему назначили окружной город Верхоянск Якутской области, куда он прибыл в сентябре 1897 г. вместе с женой Марией Феликсовной Абрамович.
    Для своих нужд Абрамовичи начали заниматься непроизводительным огородничеством. Также Мариан вел переписку с ссыльным в Сибирь В. И. Ульяновым (Лениным).
    После выезда в январе 1898 г. из Верхоянска ссыльного Рувима Абрамович Протаса, уроженца г. Минска, который занимался метеорологическими исследованиями, Главная физическая обсерватория обратилась с просьбой к якутскому губернатору найти в Верхоянске лицо, которое могло бы вести наблюдения, и оказать помощь ему в строительстве здания для станции и квартиры для наблюдения. 28 апреля 1898 г. Верхоянское окружное полицейское управление доносило губернатору, что административно-ссыльный Мариан Абрамович изъявил желание вести наблюдения на условиях, выдвинутых обсерваторией, с вознаграждением за труды 120 р. в год. Якутский губернатор Скрипицин 28 августа1898 г. сообщил в Главную физическую обсерваторию о том, что отдал распоряжение верхоянскому окружному исправнику построить здание для станции и квартиру для ее заведующего. Абрамович, вместе со ссыльным Брониславом Веселовским, построил юрту, которая долгие годы использовалась под метеорологическую станцию. В этой же юрте находилась и библиотека колонии ссыльных, которой пользовались и местные жители.
    Самая напряженная работа (ежечасная) по метеосводках в Верхоянске велась под время Полярной экспедиции Э. Толля, и это было замечено влиятельными учеными.

                               В Верхоянское Окружное Полицейское Управление.
    Проживающего в г. Верхоянске, Якутской области,
    дворянина Мариана–Станислава Абрамовича
                                                                        Заявление
       5 ноября 1898 года здесь, в г. Верхоянске, у меня родилась дочь, по имени Галина-Мария. Прошу Полицейское Управление выдать мне в этом соответствующее удостоверение.
    г. Верхоянск 20 июля 1900 года.
    Потомственный дворянин Мариан-Станислав Абрамович.
    /Дело Верхоянского Окружного Полицейского Управления об административно-ссыльном Мариане Абрамовиче на 15 листах. [24 июля 1900 - 29 апреля 1903] НАРС(Я). Ф. 25. Оп. 3. Д. 45. Л.1./
                                                                       Удостоверение
    Дано сие от Верх. Окр. Пол. Упр. дворянину Мариану-Станиславу Абрамовичу в том, что 5 ноября 1898 г. у законной жены его – Марии родилась дочь, Галина-Мария. Родители вероисповедания римско-католического. Настоящее удостов. выдается Абрамовичу, как получающему казенному пособие, без оплаты гербовым сбором 7 июля дня 1900 г.
    № 1847.
    /Дело Верхоянского Окружного Полицейского Управления об административно-ссыльном Мариане Абрамовиче на 15 листах. [24 июля 1900 - 29 апреля 1903] НАРС(Я). Ф. 25. Оп. 3. Д. 45. Л. 2./
                                                            Его Высокоблагородию
                                 Господину Верхоянскому Окружному Исправнику.
    Жены политического административно-ссыльного
    Марии Абрамович
                                                                         Прошение
    Ввиду того, что срок ссылки место мужа кончается в ноябре, когда дальний зимний путь был бы слишком тяжелым для меня с маленьким ребенком, прошу Вас отправить меня с дочерью этапным порядком в Якутск в течении настоящего марта месяца.
   Верхоянск 12 марта 1902 г.
    Мария Абрамович.
    /Дело Верхоянского Окружного Полицейского Управления об административно-ссыльном Мариане Абрамовиче на 15 листах. [24 июля 1900 - 29 апреля 1903] НАРС(Я). Ф. 25. Оп. 3. Д. 45. Л. 9./
                                 В Верхоянское Окружное Полицейское Управление
    Политического административно-ссыльного
    Мариана Абрамовича
                                                                            Прошение
    Прошу Верхоянское Окружное Полицейское Управление выдать мне установленное свидетельство о рождении дочери моей по имени Галины-Марии, родившейся от законной жены моей Марии Феликсовны Абрамович, в Верхоянске 5 ноября 1898года. Это свидетельство необходимо мне взамен прежнего выданного из Верхоянского Окружного Полицейского Управления за №1847 7 июля 1900 года и теперь, в марте этого года утерянного моей женой в дороге из Верхоянска в Якутск.
    Дворянин Мариан Иванович Абрамович.
    г. Верхоянск.
    20 мая1902 года.
    /Дело Верхоянского Окружного Полицейского Управления об административно-ссыльном Мариане Абрамовиче на 15 листах. [24 июля 1900 - 29 апреля 1903] НАРС(Я). Ф. 25. Оп. 3. Д. 45. Л. 3./
    Когда Стефан Жеромский написал повесть Ludzie bezdomni, то получил из Верхоянска фотографию семьи Абрамовичей «в шубах оленьих, или медвежьих и только арийские лица говорили, что это не эскимосы или якуты». На обороте была надпись: «Za „Bezdomnych” od bezdomnych podziękowanie i pozdrowienie». /Żeromski S.  Marjan Abramowicz. // Przegląd Warszawski. Warszawa. T. 1. 1925. S. 11-12./
    3 ноября 1902 г. закончился срок ссылки и Абрамович выехал в Якутск, а заведующим Верхоянской метеорологической станцией, с согласия Иркутской магнитно-метеорологической станции, стал Казимир Петкевич.
    После ссылки Абрамович жил на Кавказе, потом в г. Ахтырка Харьковской губернии, где работал на сахарном заводике. По ходатайству Академии наук, за его работу на метеостанции в Верхоянске, Мариан получил разрешение на проживание в Санкт-Петербурге, где возглавлял книжный магазин (типографию) «Труд». Во время революции 1905-1907 гг. обеспечивал связь между Польской социалистической партией и русскими революционными партиями. После закрытия книжного магазина в 1908 г. выехал в Вильно, позднее в Варшаву, работал в управлении железных дорог до 1915 г. За участие в организации Народного университета в Варшаве (1911) был арестован и на две недели заключен под стражу.
    С 1918 г., после возрождения независимости Польши, занимался архивным и библиотечным делом. Выезжал в Москву и Киев по поводу возвращения польских библиотечных и архивных собраний. Позже работал в Варшаве в отделе государственных архивов и в отделе государственных библиотек. Был владельцем большой библиотеки (около 8 тыс. томов). Написал несколько статей для Wielkiej Encyklopedii Ilustrowanej.
    Умер 7 января 1925 г. в Варшаве и похороненный на Повонзках. В 1930 г. посмертно награжден Крестом Независимости. Свои воспоминания о нем оставила его дочь Галина, в замужестве Кондратович.
    Литература:
    Дело Верхоянского Окружного Полицейского Управления об административно-ссыльном Мариане Абрамовиче на 15 листах. [24 июля 1900 - 29 апреля 1903] НАРС(Я). Ф. 25. Оп. 3. Д. 45.
    [Perl F.]  Dzieje ruchu socjalistycznego w zaborze rosyjskim. T. 1. Warszawa. 1910. S. 351.
    Карскій Е. О.  Бѣлорусы. Т. ІІІ. Очерки словесности бѣлорускаго племени. Вып. 3. Художественная литература на народном языке. Петроград. 1922. С. 154.
    Czarnocki N. Przyczynki do historii PPS. // W trzydziestą rocznicę. Księga pamiątkowa PPS. Warszawa. 1923. S. 54, 56-57.
    Czarnocki N.  Marian Abramowicz (Wspomnienie pośmiertne). // Przegląd Wileński. Wilnia. Nr. 1. 1925. S. 5-6.
    Krzywicki L.  Marian Abramowicz. // Kurier Polski. Warszawa. Nr. 16 z dn. 16. 1. 1925.
    Żeromski S.  Marjan Abramowicz. // Przegląd Warszawski. Warszawa. T. 1. (14). 1925. S. 5-16.
    Ластоўскі В.  Беларускія (крыўскія) друкі ў Тыльзіце. // Крывіч. Коўна. № 1 (11) (студзень-чэрвень). 1926. С. 106.
    Верхоянская ссылка. // Сибирская энциклопедия. Т. 1. Москва /Новосибирск/. 1929. С. 466.
    Perl F.  Dzieje ruchu socjalistycznego w zaborze rosyjskim (do powstania PPS). Warszawa. 1932. S. 432.
    Sempołowska S.  Przewodnik po Powązkach. Wyd. 3. Warszawa. 1934. S. 54.
    Abramowicz L.  Abramowicz Marijan. // Polski Słownik Biograficzny. T. 1. Kraków. 1935. S. 13–14.
    Życiorys Aleksandra Sulkiewicza. // Kronika Ruchu Rewolucyjnego w Polsce. Nr. 3. 1937. S. 145.
    Wojciechowski S.  Moje wspomnienia. T. 1. Lwów-Warszawa. 1938. S. 29-30.
    Marian Abramowicz. // Krzywicki L.  Wspomnienia. Warszawa. T. II. 1958. S. 570-573.
    Perl F.  Dzieje ruchu socjalistycznego w zaborze rosyjskim (do powstania PPS). Warszawa. 1958. S. 432.
    Александровіч С.  Гісторыя з “Дзядзькам Антонам”. // Літаратура і Мастацтва. Мінск. 4 жніўня 1961. С. 4.
    Фёдараў Л. М., Мальдзіс А. І.  Абрамовічы [5. Мар’ян]. // Беларуская савецкая энцыклапедыя. Т. І. Мінск. 1969. С. 35.
    Bułat W.  Lenin a sprawa polska w Rosji. // Z pola walki. Nr. 1 (49). 1970. S. 164.
    Александровіч С. Х.  Пуцявіны роднага слова. Праблемы развіцця беларускай літаратуры і друку другой паловы ХІХ – пачатку ХХ стагоддзя. Мінск. 1971. С. 78-79.
    Каханоўскі Г.  Львоўскае рэха. // Полымя. Мінск. № 11. 1971. С. 224.
    Abramowicz Marian. // Słownik pracowników książki polskiej. iograficzny. Warszawa - Łódź. 1972. S. 2.
    Орехов А. М.  Социал-демократическое движение в России и польские революционеры 1887-1893. Москва. 1973. С. 234-242.
    Успаміны М. Янкуса аб друкаванні беларускіх кніг у Тыльзіце. // Пачынальнікі. З гісторыка-літаратурных матэрыялаў ХІХ ст. Мінск. 1977. С. 38.
    Каханоўскі Г.  У неспакойным стагоддзі. // Маладосць. Мінск. № 2. 1979. С. 189.
    Merkys V.  Lietuvos valstiečiai ir spauda XIX a pabaigoje – XX a pradžioje. Vilnius. 1982. S. 229.
    Turonek J. Wokół genezy Dziadźki Antona // Slavia orientalis. Warszawa. Nr. 3. 1983. S. 268-274.
    Мальдзіс А. І.  Абрамовіч Марыян. // Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі ў 5 тамах. Т. 1. Мінск. 1984. С. 17.
    Durko J.  Abramowicz Marian Stanisław. // Słownik biograficzny działaczy polskiego ruchu robotniczego. T. I. Wyd 2-e. Warszawa. 1986. S. 38.
    Паказальнікі да раздзела “Выданні на беларускай мове. ХІХ – пачатак ХХ ст.” // Кніга Беларусі 1517–1917. Зводны каталог. Мінск. 1986. С. 586.
    Скалабан В.  Працяг гісторыі з “Дзядзькам Антонам”. // Полымя. Мінск. № 2. 1988. С. 183-190.
    Казарян П. Л.  Верхоянская политическая ссылка 1861-1903 гг. Якутск. 1989. С. 39, 71-73, 83, 97, 115, 135, 169.
    Каханоўскі Г.  Арышт “Старой прыказкі”. // Свіцязь. Альманах библиофилов Белоруссии. Минск. 1989. С. 97.
    Abramowicz L.  Abramowicz Marijan. // Polski Słownik Biograficzny. T. 1. [Reprint Kraków. 1935.] Wrocław. 1989. S. 13–14.
    Каханоўскі Г.  Таямніцы за Чортавым мостам. // Маладосць. Мінск. № 5. 1992. С. 134-135.
    Казлоўскі П. Р., Скалабан В. У.  Абрамовіч Марыян. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 1. Мінск. 1993. С. 19.
    Кісялёў Г. В.  Ад Чачота да Багушэвіча. Праблемы крыніцазнаўства і атрыбуцыі беларускай літаратуры ХІХ ст. Мінск. 1993. 321-322.
    Сакалова М. А.  Абрамовіч Марыян Станіслаў. // Мыслітелі і асветнікі Беларусі. Х – ХІХ стагоддзі. Энцыклапедычны даведнік. Мінск. 1995. С. 339.
    Махнач Т. М.  Чарнецкі Напалеон. Бібліяграфія. // Беларускія пісьменнікі. Біябібліяграфічны слоўнік. Т. 6. Мінск. 1995. С. 255.
    Скалабан В.  “Дзядзька Антон”. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 3. Мінск. 1996. С. 233-234.
    Абрамовіч Марыян Станіслаў. // Беларуская энцыклапедыя ў 18 тамах. Т. 1. Мінск. 1996. С. 38.
    Kijas A. Abramowicz Marijan Stanisław. // Kijas A.  Polacy w Rosji od XVII wieku do 1917 roku. Słownik biograficzny. Warszawa. 2000. S. 3-4.
    Маракоў Л. У. Рэпрэсаваныя літаратары, навукоўцы, работнікі асветы, грамадскія і культурныя дзеячы Беларусі 1794-1991. Энцыклапедычны даведнік у 10 т. Т. 1. Мінск. 2003.
    Архивы России о Якутии. Выпуск 1. Фонды Государственного архива Иркутской области о Якутии. Справочник. Отв. ред. проф. П. Л. Казарян. Якутск 2006. С. 192, 451.
    Марек Ксенжка,
    Койданава.