суббота, 30 апреля 2016 г.

Сахвея Курленя. Ссыльный из поляков Ян Корецкий. Койданава. "Кальвіна". 2016.

    Ян Корецкий, сын Якуба /Якова, Якубович/ – род. в 1843 году, происходил из мещан города Пултуска, что на реке Нарев в Плоцкой губернии Царства Польского Российской империи.
    «За участие в январском восстании 1863 г. осужден в Новогеоргиевской (Модлин) крепости Плоцкой губернии». / Kazarian P.  Zesłańcy z okresu powstania styczniowego okregu olekmińskim (Jukucja) na podztawie materiałów z archiwów syberyjskich. // Wrocławskie Studia Wschodnie. Wrocław. Nr. 7. 2003. S. 213. /
    «По конфирмации командующего войсками Виленского военного округа Генерал-адъютанта фон Кацермана (фон Кауфмана) рядовой Гриницкого (Гвардейского) пехотного полка Ян Якубов Корецкий по исключении из военного ведомства назначен к ссылке в Восточную Сибирь для водворения по распоряжению Министров Внутренних дел и Государственных имуществ в самые отдаленные места Сибири, следствии чего он Корецкий ссылается в Восточную Сибирь. Тобольским Приказом распределен 14 мая в Якутскую область.
    31 марта 1867 года водворен Батурусского улуса во 2-й Жехсогонский наслег.
    Католического вероисповедания.
    Росту 2 ар. 5 вер., волосы темно-русые, глаза голубые, рот, нос обыкновенные, зубы редкие, лицо чистое, подбородок круглый. /НА РС(Я) Ф. 12. Оп. 5. Д. 1. Л. 95./
    Доставлен «4 апреля 1867 г.» /Степанова Н. С.  Пребывание польских повстанцев в улусах Якутии. // Якутский архив. Якутск. № 2. 2001. С. 19.// В донесении из Батурусского улуса сообщалось: «там из 17 ссыльных лишь один – Ив. Квятковский – выполнял домашние работы у хозяев-якутов, остальные опять-таки определенного постоянного занятия не имели, если не считать изучения якутского языка Яном Корецким». /Кротов М. А.  Участники польского освободительного восстания 1863-64 гг. в Якутской ссылке. // Сборник научных статей. Якутский республиканский краеведческий музей им. Емельяна Ярославского. Вып. III. Якутск. 1960. С. 56./ «После вступительных замечаний, характеризующих условия жизни ссыльных, следует оценить степень их заслуг в познании якутской земли. Достоверно известно только об одном из них, специально учившемся якутскому языку, - Яне Корецком, жившем вместе с другими 17 поляками в Батурусском улусе в 1868 г. К сожалению, других сведений о нем нет». /Армон В.  Польские исследователи культуры якутов. Перевод с польского К. С. Ефремова. Москва. 2001. С. 31.
                                                         Его Высокоблагородию
                               Господину Якутскому Окружному Исправнику
    Батурусского улуса 2-го Жехсогонского наслега
    ссыльного поляка Яна Корецкого.
                                                       Докладная записка
    Крайняя нужда вынудила меня осмелится прибегнуть к стопам Вашего Высокоблагородия в том что я по прекращении мне хлебного продовольствия, не получая при чем из казны никакого пособия; но как представлено было Господином Губернатором своими трудами зарабатывать на собственное содержание, то я окончив 5-ти классное уездное училище нахожу для себя в зимнее время одно только средство т. е. обучать  якутских детей русскому языку, которых в моем наслеге находится до 10 человек мальчиков, коих родители желают отдать мне в обучение русской грамоте.
    А по сему осмеливаюсь Ваше Высокоблагородие высокороднейше просить, невоспротительно ли мне будет обучать желающих русскому языку и тем зарабатывать на свое пропитание. На что имею ожидать от Вашего Высокоблагородия благотворительного и милостивого результата.
    Ян Корецкий,
    ноября 6 дня 1868 года. /НА РС(Я) Ф. 15. Оп. 21. Д. 4. Л. 194./
                                                         Его Высокоблагородию
                               Господину Якутскому Окружному Исправнику
    Батурусского улуса 2-го Жехсогонского наслега
    из поляков Яна Корецкого.
                                                       Докладная записка
    При занятии, которое я мог себе приискать заключается в землепашестве, желая улучшить свое состояние, смогу по своей способности быть полезным в свободное от хлебопашества в зимнее время в обучении якутских детей русскому языку, а как есть желающие отдать мне в обучение своих детей то посему прибегая к стопам Вашего Высокоблагородия осмеливаюсь всепокорнейше просить, неблагородно ли будет дозволить мне заниматься сим предметом, а также дозволить наниматься в писаря при Управлении и Инородных управах, на что имею ожидать от Вашего Высокоблагородия благотворительный и милостивой резолюции.
    Ян Корецкий,
    Июля 21 дня 1869 г.
    Так как Корецкий не из политических преступников не вижу основания запретить ему заниматься обучением детей.
    Но все-таки по ссыльным из поляков предоставить на разрешение. г. Губернатору.
    А. Павлов. /НА РС(Я) Ф. 15. Оп. 22. Д. 5. Л. 12./
    Отсюда видно, что Ян Корецкий числился в Якутской области как «сосланный из поляков», а не как участник, «политический преступник», восстания 1863 года.
    «Получил разрешение и выехал на заработки в Олекминский округ. В 1872 г. падал прошение о причислении в мещане г. Якутска». /Казарян П. Л.  Олекминская политическая ссылка 1826-1917 гг. /2-е изд./ Якутск. 1996. 219./ «Корецкий Ян Якубович. В 1872 г. причислен к якутскому мещанскому обществу. Принял православие». /Степанова Н. С.  Пребывание польских повстанцев в улусах Якутии. // Якутский архив. Якутск. № 2. 2001. С. 19./ «Живя в сельской местности, ссыльные поляки сникали уважение и доброе отношение к себе местного населения. Об этом свидетельствует, например, письмо родоначальников 2-го Жехсогонского наслега Батурусского улуса Афанасия Сивцева, старшин Егора Иннокентьева, Ермолая Габышева в Якутское окружное полицейское управление от 20 января 1873 г. об оставлении ссыльного поляка Яна Корецкого в их наслеге. В письме говориться, что «причисленный в наслеге сего управления ссыльный из поляков Ян Корецкий считался в этом наслеге человеком отличного поведения, а жизнь вел в течении своего пребывания скромную и трудолюбивую. Хотя нет препятствующих причин на перечисление его в другое место, но общественники сего управления как благодарные за его отличное поведение не изъявили желание на перечисление его в другое место» [НА РС(Я) Ф. 15. Оп. 1. Д. 77. Л. 270.]. /Степанова Н. С.  Обзор документов НАРС(Я) о ссыльных поляках участниках польского освободительного восстания 1863-1864 гг. // Россия и Польша. Историко–культурные контакты. (Сибирский феномен). Якутск. 1999. С. 122-123./ «Когда полицейские власти хотели в 1873 г. перевести Яна Корецкого из II Жемконского наслега Батуруского улуса в другой, то жители упросили оставить скромного, работящего ссыльного. Ян Корецкий еще в 1869 г. обращался к властям с просьбой разрешить ему учить якутских детей, но ему было отказано, так как по закону ссыльным запрещалось заниматься образовательной деятельностью». /Степанова Н. С.  Пребывание польских повстанцев в улусах Якутии. // Якутский архив. Якутск. № 2. 2001. С. 17./ «Постановлением Якутского областного управления от 7 марта 1873 г. причислен к Якутскому мещанскому обществу, но и после этого оставался на жительстве в Олекминском округе до 1875 года, после чего выехал на место причисления». /Казарян П. Л.  Олекминская политическая ссылка 1826-1917 гг. Якутск. 1995. С. 219./
    «С 6 января 1881 г. по паспорту за № 15, сроком на один год, уволен на промысла Малопатомского Т-ва с разрешения г. Якутского губернатора». /НА РС(Я) Ф. 12. Оп. 1. Д. 2200. Л. 35./ «В 1882 г. он во время не продлил вида на жительство на промыслах и считался «в неизвестной отлучке». /Казарян П. Л.  Олекминская политическая ссылка 1826-1917 гг. Якутск. 1995. С. 219./
    Литература:
    Кротов М. А.  Участники польского освободительного восстания 1863-64 гг. в Якутской ссылке. // Сборник научных статей. Якутский республиканский краеведческий музей им. Емельяна Ярославского. Вып. III. Якутск. 1960. С. 56.
    Аrmon W.  Polscy badacze kultury Jakutów. Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk. 1977. S. 32.
    Казарян П. Л.  Олекминская политическая ссылка 1826-1917 гг. Якутск. 1995. С. 141, 191, 207, 219, 471.
    Казарян П. Л.  Олекминская политическая ссылка 1826-1917 гг. /2-е изд./ Якутск. 1996. С. 141, 191, 207, 219, 471.
    Кротов М. А.  Участники польского освободительного восстания 1863-1864 гг. в Якутской ссылке. // Поляки в Якутии. Материалы научно-практической конференции. Якутск, 19 сентября 1997 года. Якутск. 1998. С. 15.
    Макаров И. Г. Польские мятежники – в якутской ссылке. // Поляки в Якутии. Материалы научно-практической конференции. Якутск, 19 сентября 1997 года. Якутск 1998. С. 24.
    Казарян П. Л.  Численность и состав участников польского восстания 1863-1864 гг. в якутской ссылке. Якутск. 1999. С. 27.
    Степанова Н. С.  Обзор документов НАРС(Я) о ссыльных поляках участниках польского освободительного восстания 1863-1864 гг. // Россия и Польша. Историко–культурные контакты. (Сибирский феномен). Якутск. 1999. С. 122-123.
    Армон В.  Польские исследователи культуры якутов. Перевод с польского К. С. Ефремова. Москва. 2001. С. 31.
     Степанова Н. С.  Пребывание польских повстанцев в улусах Якутии. // Якутский архив. Якутск. № 2. 2001. С. 17, 19.
    Kazarian P.  Zesłańcy z okresu powstania styczniowego okregu olekmińskim (Jukucja) na podztawie materiałów z archiwów syberyjskich. // Wrocławskie Studia Wschodnie. Wrocław. Nr. 7. 2003. S. 213.
    Макаров И. Г.  Уголовная, религиозная и политическая ссылка в Якутии. Вторая половина ХІХ века. Новосибирск. 2005. С. 53./
    Сахвея Курленя,
    Койданава