четверг, 7 сентября 2017 г.

Э. К. Пекарский. Якутские письма. Койданава. "Кальвіна". 2017.



                                                              СИБИРСКИЕ ПИСЬМА
    Якутск». (Из области «успокоительных» мероприятий). В передовой статье «Якутского Края» от 13-го января (№ 4) сообщен чудовищный по своей нелогичности факт, заслуживающий полного внимания и наводящий на размышление.
    «На днях - говорит газета - получен здесь (в Якутске) указ синода, в коем делается выговор, со внесением в послужной список, членам консистории: протоиереям Нифонтову, Берденникову и Словецкому, члену консистории Охлопкову и секретарю Трифонову предлагается в семидневный срок подать прошение об отставке за распространение крамольной брошюры». Со своей стороны, губернатор уволил «двух чиновников, заведовавших областною типографиею, но фактически не имевших никакого отношения к „крамольной” брошюре».
    Читая эти строки, можно подумать, что дело идет о какой-либо возмутительной по своему содержанию и способной вызвать сильное возбуждение умов агитационной брошюре, подрывающей основы существующего строя и т. д. Ничуть не бывало: преступная брошюра есть не что иное, как скромные правила о выборах члена в Государственную Думу в Якутской области, отпечатанные, в виде отдельной брошюры, летом 1906 г. в областной типографии, с разрешения и. д. губернатора Ващенко. Вполне естественно, что консистория, «получив из синода циркуляр о том, чтобы духовенство ознакомило население с правилами о выборах, не имея никакого понятия об этих выборах, не читавши, наверно, и этой брошюры, исполняя лишь волю начальства и не имея в руках никаких других справочных книжек, постановило приобрести отпечатанную в областной типографии брошюру „Правила о выборах в Якутской области” и разослать ее приходским священникам, из коих один, - свящ. Михаил Никифоров, - усмотрел в брошюре крамолу, идет к архиерею и подымает дело».
    Оказывается, весь сыр-бор загорелся из-за одной помещенной в предисловии к брошюре цитаты из статьи В. В. Водовозова, которая была напечатана еще в 1905 году в подцензурном тогда журнале «Право».
    «Таким образом - заключает газета - статья, одобренная петербургским цензором в 1905 году и изданная дважды отдельной брошюрой (в первый раз под предварительной цензурой), до сих пор не изъятой из обращения, - стало быть, легальность ее не подлежит сомнению, — признается „крамольной”, распространение изданий, печатаемых в областной типографии, не только с ведома, но и с разрешения и. д. губернатора, нынешнего вице-губернатора, не освобождает распространителя от кары, а издания такие могут во всякое время быть сочтены за „революционные”, учреждение, прибегнувшее для исполнения циркуляра, своего начальства к изданию, вышедшему из казенной типографии, подвергается серьезному взысканию».
    Дальше идти некуда, и вполне понятны те негодующие строки, которыми заканчивается статья «Якутского Края»: «Есть ли во всем этом деле хоть капля логики? В чью пользу, наконец, работает эта дикая, неосмысленная реакция, восстановляющая против себя не революционеров, не либералов, а просто попов и чиновников»?
    /Сибирскіе Вопросы. № 8. С.-Петербургъ. 1908. С. 45-47./

                                                            СИБИРСКИЕ ПИСЬМА
    Якутск. (Закрытие первой якутской газеты. Предстоящее закрытие духовной семинарии).
    24 января с. г. конфискован был очередной (7) номер «Якутского Края» за стихотворение С. Ф. Михалевича «Изъ плѣна», причем Михалевичу и редактору газеты С. А. Корякину предъявлено обвинение по 129 ст. уг. ул. 25-го того же января, на основании закона 24 ноября, постановлением якутскаго вице-губернатора, утвержденным якутским окружным судом, приостановлено издание газеты впредь до приговора по возбужденному делу, а 29-го января, по приговору окружного суда, газета «Якутскій Край» закрыта навсегда, просуществовав шесть месяцев с небольшим. В настоящее время в Якутске выходит, под редакцией В. И. Попова, газета «Якутская Жизнь», первый номер которой вышел 16-го мин. февраля.
    После ревизии якутской духовной семинарии присланным из Петербурга лицом, ее решено упразднить, т. к. ее преподавательский персонал признан неподходящим.
    Семинаристам будет предложено перейти в семинарии Сибири и Евр. Рос., а оканчивающие курс якутск. дух. учил. будут препровождаться для поступления на казенный счет в иркутскую семинарию. Отправлять по окончании училища юношей 14-16 лет в Иркутск едва ли будет удобным. К тому же иркутская семинария настолько переполнена, что за последние два года кое-как могла принять питомцев своего местного училища и часть нерчинского, а некоторым в приеме даже было отказано. Помимо этого, если в Иркутске будут принимать по поверочным или конкурсным экзаменам, как это практиковалось до сих пор, а не по аттестатам духовного учил., то трудно предположить, чтобы многие родители рискнули посылать своих детей так далеко. Уж если духовное училище в Якутске будет оставлено, то оканчивающим в нем курс должны быть предоставлены преимущества пред другими поступающими в иркутскую семинарию, т. е. прием по аттестатам, без экзамена и в первую очередь. Конечно, такая мера будет несправедливой по отношению к ученикам иркутского и нерчинского духовных училищ, но избегнуть этой несправедливости можно открытием параллельных классов, хотя бы на те 47,539 р. 42 коп., которые отпускаются на содержание якутской семинарии.
    /Сибирскіе Вопросы. № 11. С.-Петербургъ. 1908. С. 27-28./

                                                            Отзыв Д. чл. В. В. Радлова
                                                    О ТРУДАХ Д. ЧЛ. Э. К. ПЕКАРСКОГО.
    1908 г.
    59. Сибирские письма. Якутск. Сибирск. Вопросы, №№ 8 и 11.
    /Отчетъ Императорскаго Русскаго Географическаго Общества за 1911 годъ. С.-Петербургъ. 1912. С. 83./

                                                                        СПРАВКА

    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
    Кэскилена Байтунова-Игидэй,
    Койданава.